Советы эксперта
 
Вернуться на главную страницу >>>

Детские горки. С чего начинать?

В. Алешин В. Данилин, Г. Дубенецкий, Б. Смирнов

Родители, которые хотят поставить на горные лыжи своего ребенка, часто задают вопрос: "С какого возраста можно начать занятия лыжами, не опасно ли это для здоровья малыша?! Куда и кому отдать ребенка на лыжное воспитание?". Подобных вопросов очень много. Постараемся ответить на некоторые из них.

Россия разнообразна по своему рельефу, значительная ее часть расположена вдоль полярного круга. Желание скользить по снегу в детстве на санках, лыжах и коньках очень характерно для жителей необъятной страны, где снег лежит от 4 до 6 месяцев. И не удивительно, что зимние виды спорта и отдыха с каждым годом становятся все более популярным и модным. Начинать лыжное воспитание надо в семье, и лучшим примером всегда служат родители. Малыш с удовольствием подражает маме и папе.

Многие родители хотят поставить своих детей на лыжи с 3 - 4-х лет. Им невдомек, что ученые разных стран уже много лет назад всесторонне разобрались в этой проблеме (в каком возрасте следует начинать обучение) и пришли к окончательному выводу: не раньше, чем ребенку исполнится шесть лет! Можно, конечно, буквально с двухлетнего возраста "выкатывать" малыша на пологих горках, это укрепит его здоровье, разовьет ловкость и прочие полезные качества. Но столь ранние старты не дают никаких гарантий будущего спортивного мастерства! Ребенок, вставший на лыжи "только" в шесть лет или позже, может даже быстрей и успешнее освоить азы горнолыжной техники, чем его сверстники с "ветеранским стажем". Вот исторический пример: знаменитый Олимпийский чемпион Тони Зайлер получил в подарок горные лыжи, когда ему стукнуло два года, а отец его, опытный лыжник, в течение четырех лет старательно "натаскивал" малыша на трассах, которые начинались буквально от порога их дома. И... отступился, заявив: более бездарного ученика я не видел! Предоставленный сам себе Тони продолжал кататься и... стал великим Зайлером!

Занятия с детьми проходят в виде игры на очень пологих склонах с хорошим выкатом на плоскость - так, чтобы лыжи сами могли остановиться. Продолжительность занятий должна быть 40-50 минут. Современная одежда и инвентарь дают возможность проводить регулярные занятия и при достаточно низких температурах. Надо только правильно подобрать костюм, нижнее белье, ботинки и обязательно варежки, а не перчатки. Варежки теплее, так как четыре пальчика вместе, а большой палец - "хватательный" - помогает комфортно чувствовать себя на тросовом лыжебуксире. Кроме того, ребенку так удобнее держать в руках лыжи, палки и игрушки. Одежда для ребенка, подобранная под низкую температуру воздуха, даст возможность не опасаться простуды. Занятия лыжами на свежем морозном воздухе укрепят и закалят организм. Практика показывает, что при температуре воздуха минус 20° можно проводить регулярные занятия на лыжах, не опасаясь простуды.

Подбор горнолыжного снаряжения - немаловажная деталь в подготовке к предстоящим спускам с горки. Лыжи должны соответствовать росту, весу ребенка. Для первых шагов длина лыж должна быть на 15-20 см ниже роста. Крепления надо отрегулировать на малые усилия срабатывания, и ни в коем случае нельзя на детские лыжи устанавливать крепления, рассчитанные для взрослых людей. Палки на первых занятиях не нужны, но в дальнейшем инструктор или тренер скажет, когда они понадобятся. Лыжные палки выполняют при спуске с горки роль балансира, как шест у канатоходца, и необходимы как опора при передвижении по ровному месту. Иногда ребенок сам их требует, так как он подражает взрослым и ему в этом не стоит отказывать. Опыт работы с детьми с 6 лет, иногда и ранее, показывает, что методика обучения катанию на горных лыжах постепенно изменяется, обновляется инвентарь, аксессуары, одежда, готовятся специальные детские площадки, которые оборудуются "бебилифтами", ленточными транспортерами. Начинающим надо знать азы лыжной науки: что такое кант, почему открываются автоматические крепления, как поворачивают лыжи... Но при групповом обучении инструктор обязательно применяет индивидуальный подход к начинающим лыжникам. С одними детьми достаточно играть на склоне, а другим, не смотря на их малый возраст, необходимо подробно рассказывать об искусстве скольжения с горки. При групповом обучении дети формируются в группы по 6 - 12 человек. Ученики подбираются по возрасту, в младших возрастных группах полагается второй инструктор-воспитатель.

При использовании лыжебуксиров надо обязательно поставить дежурных из числа родителей, если отсутствует обслуживающий персонал подъемника.
Начальное обучение детей зависит от вашего желания, от целей, которые вы хотите получить от занятий горными лыжами. Главное - занятия должны нести радость и удовольствие, и тогда результат превзойдет все ожидания. Ребенок будет стремиться как можно чаще попасть на склон, к ребятам, к тренеру. И, как правило, если в семье стал кататься на горных лыжах ребенок, то и родители также начинают увлекаться горами. В молодых семьях, где катается один из родителей, в это увлечение постепенно начинают втягиваться остальные члены семьи, и это занятие лыжами становится семейным досугом, здоровым образом жизни.
Современные методики обучения направлены на быстрое и безопасное обучение детей и взрослых. Инструктор стал универсальным педагогом горных лыж. Он владеет методикой обучения детей и взрослых, отработанными психологическими приемами. Сейчас часто можно встретить инструктора, который занимается индивидуально в течение одного дня с ребенком, мамой и папой. Часто, такой наставник продолжает обучение семьи, выезжая с ними в большие горы.

Детский спорт - залог здоровья и колыбель, в которой растут чемпионы.

Родители, которые хотят видеть своих детей спортсменами, отдают детей в спортивные группы. При начальном обучении подходы и методы обучения детей в возрасте 4-6 лет одинаковы, дальше дети переходят в группы начальной спортивной подготовки и спортивного совершенствования. Здесь уже тренеры дают навыки прохождения спортивных трасс. Все направлено на достижение высокого результата. Рост мастерства у подростка - понятие очень индивидуальное. Для горнолыжников очень важен "накат", то есть постепенное наращивание навыков, приемов, самобытной манеры ведения лыж в повороте...

Горка, на которой обучаются будущие спортсмены, должна быть достаточно длинной и пологой, с переменны рельефом - это необходимо для занятий, в которых у ребенка развиваются главные качества горнолыжника: чувство скорости, ощущение лыж. Пока этих качеств нет - бесполезно усложнять для ребенка содержание тренировок, наращивать объемы нагрузок. Наоборот, такое форсирование подготовки может привести к чувству страха, да и просто к травме.

Горные лыжи - сложный технический вид спорта. Способность удерживать равновесие в разных ситуациях спуска с горы - одна из наиболее очевидных задач. Дети с хорошо развитым вестибулярным аппаратом имеют хорошую координацию и им легче освоить стойку горнолыжника. Стойка - основа хорошей техники. Стойка является способом выравнивания положения частей тела, она должна быть свободной и спортивной. При первых занятиях надо обратить внимание на руки, так как положение рук влияет на равновесие, а в целом может повлиять и на стойку. Руки должны двигаться свободно, помогая удерживать равновесие тела и давая возможность маневрирования.

Правильно выбранный склон - залог успеха в процессе обучения. Все должно быть направлено на скольжение на параллельных лыжах в широком ведении, никакого упора! Только радость от спусков с горки и никакого страха! Современная методика обучения детей тем и отличается, что в программе отсутствует так называемая упоровая техника, поэтому скольжение "в плуге" занимает малую, незначительную часть времени. Дети, которые учатся кататься на крутых горках, интуитивно встают в положение упора, и тренеру или инструктору в дальнейшем потребуется потратить много времени, чтобы научить ребенка скольжению на параллельных лыжах. К сожалению, на горнолыжных курортах России редко встретишь детский горнолыжный стадион, оборудованный современными "бебилифтами" с пологим склоном и широким выкатом, огороженным со всех сторон защитной сеткой.

Перед тем как ставить ребенка на лыжи, его надо подготовить физически и морально. Делать это надо деликатно и ненавязчиво. С более старшими детьми 5-7 лет в летне-осенний период следует устраивать катание на роликовых коньках, прогулки и пробежки по пересеченной местности и т.д. В качестве закаливания организма - плавание и обливание прохладной водой ног, стремление бывать на свежем воздухе в любую погоду.

Зимой холод замедляет работу мышц и мешает вниманию и, соответственно, обучению. Ваши дети могут промокнуть, замерзнуть от ветра на подъемнике или после того, как посидели в теплом помещении. К этому надо быть готовым. Детей обучают элементарным разогревающим упражнениям, они помогут им повысить температуру тела и общий настрой: такие упражнения должны стать привычкой. Начинать их следует в медленном темпе и продолжать, постепенно ускоряя.

Родителям, решившим выехать в горы с детьми, необходимо учесть все, что связано с безопасностью ваших детей. Инвентарь должен соответствовать возрасту ребенка и его физическим данным. Одежда - защищать от ветра и влаги, в зависимости от времени года и места отдыха в горах. Иметь для детей солнцезащитные очки и средства против ультрафиолетового облучения для кожи лица и губ - обязательное условие, которым родители при поспешных сборах часто пренебрегают: чем это может закончиться - объяснять не стоит.

Горнолыжная школа по подготовке профессиональных инструкторов Учебного Центра Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России не рекомендует детям пользоваться подъемниками без взрослых!

дальше >>>


Здесь вы можете задать вопрос автору, оставить свой комментарий или пожелание

Комментарии читателей, вопросы и ответы

Member of skinet topsites